Где-то между вымыслами и промыслами разворачивается задокументированная история Урала с момента строительства первых демидовских заводов по сегодняшний день. В этой истории тесно переплелись обещания несметных богатств и реальная непрекращающаяся работа, центростремительная власть и авантюризм первооткрывателей, государственные предприятия и артели кустарей, мечты о будущем и споры о прошлом, сказы и мастера, слова и дела. Именно эта история предстаёт предметом нашего кураторского и художественного исследования.
Что такое вымыслы? Это слово приходит на ум каждый раз, когда натыкаешься на сравнения Урала с Швейцарией или Екатеринбурга с Манчестером. Но в то же время, вымыслы, или то, что создано воображением, это и валюта художника, и главный ресурс для построения будущего. Мы все ценим хорошие истории, они – то, чего мы с давних времен хотим от искусства. С тех пор, как впервые увидели бизонов и носорогов, нарисованных шаманом, и услышали от него, как завтра они станут нашей добычей, а после и покровителями в других мирах. Мы по-прежнему хотим хороших историй – именно в искусстве и среде искусства артикулируются и проговариваются возможности максимального равенства, инклюзивности и принятия. Меняются формы, инструменты и машинерия, искусство развивается вместе с обществом, продолжая опираться на силу воображения. В Екатеринбурге очень хорошо понимают эту силу. Только за последнюю пару десятков лет были сформулированы мысли о том, что наш город – третья столица России, вторая столица русского рока, столица стрит-арта, рекордсмен книги рекордов Гиннеса по поеданию майонеза. А ещё всё это время город стремился принять Экспо, построить аналог Дисней Ленда, канатную дорогу и, конечно, вторую ветку метро. И даже если всё или многое из этого пока только вымыслы, они всё равно способны удивительным образом вдохновлять как простых горожан, так и художников.
И при чём тут промыслы? Кажется, это что-то, оставшееся в далеком прошлом. Хотя занятие делом, способным обеспечить доход, для абсолютного большинства – необходимость. Просто сегодня люди промышляют перепродажей вещей на авито, съемками с помощью дрона, экскурсиями по конструктивистским памятникам, созданием видео для тик-тока, диджеингом и коучингом, ноготочками и ремонтом айфонов. Подобными практиками сегодня в России занято большое количество людей, можно сказать, это новый класс. Появляется ряд вопросов, которые хочется задать именно в рамках кураторского исследования. Можно ли продолжить этот ряд занятием искусством? Относятся ли художники к этому классу? Часто ли они создают работы, обращенные к их попутчикам по прекарному труду? Где сегодня возможна встреча искусства и зрителя? И можно ли, в конце концов, найти такие промыслы, которые способны создать новые вымыслы, и наоборот? У Екатеринбурга богатая история людского труда, меняющегося вслед за технологиями, определяющими направление развития территории и общества. Здесь всегда ценилось мастерство, сметливость, деловитость и умение увидеть перспективу. Кажется, это ценности, не утратившие своего значения и сегодня, что тоже находит отражение в искусстве.
Вымыслы и промыслы — это, одновременно, и архаичный язык, и стремительно устаревающие практики труда, и истончающиеся смыслы. Но это слова, обладающие шармом и провоцирующие работу мысли. Хочется подпустить их поближе, рассмотреть, увидев во всей актуальной красе с креативной экономикой, прекариатом, акторно-сетевой теорией и пост-современным искусством. Это ещё одна важная задача фестиваля – попытаться найти ответы на вызовы дня сегодняшнего, вглядываясь в прошлое с помощью оптики художественных практик и искусства.