Уральская школа
паблик-арта
Там же можно найти анонсы открытых для всех мероприятий Школы.
Из истории художественной жизни Екатеринбурга
Современное искусство в городе
Куратор:
Ирина Кудрявцева
(1988–2023)
Август – декабрь 2023
В рамках исследовательского проекта по истории современного искусства в городской среде
Куратор:
Ирина Кудрявцева
Из истории художественной жизни Екатеринбурга
Кураторы мастерской:
кураторская группа «Край» (г. Пермь)
и архитектор Зульфия Илькаева (г. Казань)
(1988–2023)
Современное искусство в городе
Мастерская МАФ
Куратор:
Ирина Кудрявцева
Август – декабрь 2023
В рамках исследовательского проекта по истории современного искусства в городской среде
Уличная экспозиция, разместившаяся в самом центре города – около Главпочтамта, рассказывала историю паблик-арта в Екатеринбурге. В виде хроники здесь были представлены самые разные форматы существования современного искусства в городской среде: от ранних уличных перформансов и акций, которыми, например, в конце 1980-х заявили о себе арт-группа «Басик» и общество «Картинник», до монументальных проектов в общественных пространствах и крупных фестивальных инициатив, таких как STENOGRAFFIA, «НеТемно», «ЧО» и др.

Уличная экспозиция, разместившаяся в самом центре города – около Главпочтамта, рассказывала историю паблик-арта в Екатеринбурге. В виде хроники здесь были представлены самые разные форматы существования современного искусства в городской среде: от ранних уличных перформансов и акций, которыми, например, в конце 1980-х заявили о себе арт-группа «Басик» и общество «Картинник», до монументальных проектов в общественных пространствах и крупных фестивальных инициатив, таких как STENOGRAFFIA, «НеТемно», «ЧО» и др.

Нам хотелось выстроить преемственность, посмотреть, как развивалось и формировалось искусство в городской среде, как достигло популярности в 2010-е годы, откуда берутся мотивы и интенции у художников сделать свое высказывание в среде, пригласить людей
к обсуждению
Ирина Кудрявцева
куратор выставки
и соавтор исследования
Нам хотелось выстроить преемственность, посмотреть, как развивалось и формировалось искусство в городской среде, как достигло популярности в 2010-е годы, откуда берутся мотивы и интенции у художников сделать свое высказывание в среде, пригласить людей
к обсуждению
В современном мегаполисе искусство в общественных пространствах, или паблик-арт, – неотъемлемая часть социальных коммуникаций и внутреннего содержания городской среды. Давно стало привычным, что произведения художников появляются на улицах и площадях, тротуарах и фасадах. Паблик-арт сегодня намного больше, чем традиционные формы монументального искусства, известные столетиями. Масштабные скульптуры, росписи и мозаики делят городское пространство с временными объектами, стихийными художественными интервенциями, перформансами, медиа-инсталляциями и даже представлениями уличных театров. Создание паблик-арта не ограничивается задачами оформления и дизайна окружающей среды, произведения искусства в городе провоцируют диалог и сотрудничество, становятся поводом для дискуссий и споров, конструируют локальную мифологию и региональные бренды.

В современном мегаполисе искусство в общественных пространствах, или паблик-арт, – неотъемлемая часть социальных коммуникаций и внутреннего содержания городской среды. Давно стало привычным, что произведения художников появляются на улицах и площадях, тротуарах и фасадах. Паблик-арт сегодня намного больше, чем традиционные формы монументального искусства, известные столетиями. Масштабные скульптуры, росписи и мозаики делят городское пространство с временными объектами, стихийными художественными интервенциями, перформансами, медиа-инсталляциями и даже представлениями уличных театров. Создание паблик-арта не ограничивается задачами оформления и дизайна окружающей среды, произведения искусства в городе провоцируют диалог и сотрудничество, становятся поводом для дискуссий и споров, конструируют локальную мифологию и региональные бренды.

Паблик-арт в Екатеринбурге имеет насыщенную историю. Перед вами краткая хроника возникновения, развития и популяризации современного искусства в общественных пространствах города. Ранние практики 1980–1990-х дают пример раскрепощения зрителей и художников через соучастие и непосредственное общение в городской среде. В 2000-е появляются пионерские инициативы по созданию эффективных технологий внедрения актуального искусства в общественные пространства. На следующем этапе, во второй половине 2000-х и в 2010-е, паблик-арт становится приоритетным направлением в деятельности институций, ориентированных на современное искусство, возникают все новые участники культурного процесса, в городе проводятся регулярные специализированные фестивали и создаются заметные произведения. В последние годы сохраняется популярность и стабильность проектов в области паблик-арта и уличного искусства. Появление самоорганизованных инициатив и развитие стратегических программ поддержки паблик-арта свидетельствуют о продолжении интенсивной художественной жизни города, наследующего богатый опыт существования современного искусства в общественных пространствах.

Ирина Кудрявцева

куратор выставки и соавтор исследования

Паблик-арт в Екатеринбурге имеет насыщенную историю. Перед вами краткая хроника возникновения, развития и популяризации современного искусства в общественных пространствах города. Ранние практики 1980–1990-х дают пример раскрепощения зрителей и художников через соучастие и непосредственное общение в городской среде. В 2000-е появляются пионерские инициативы по созданию эффективных технологий внедрения актуального искусства в общественные пространства. На следующем этапе, во второй половине 2000-х и в 2010-е, паблик-арт становится приоритетным направлением в деятельности институций, ориентированных на современное искусство, возникают все новые участники культурного процесса, в городе проводятся регулярные специализированные фестивали и создаются заметные произведения. В последние годы сохраняется популярность и стабильность проектов в области паблик-арта и уличного искусства. Появление самоорганизованных инициатив и развитие стратегических программ поддержки паблик-арта свидетельствуют о продолжении интенсивной художественной жизни города, наследующего богатый опыт существования современного искусства в общественных пространствах.

Ирина Кудрявцева

куратор выставки и соавтор исследования

ВЫСТАВКА «СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В ГОРОДЕ»

Куратор, автор текстов и составитель хроники:
Ирина Кудрявцева
Дизайн:
Елена Хазиева
Архивные материалы предоставлены Владимиром Абихом, Наилей Аллахвердиевой, Анастасией Богомоловой, Тамарой Галеевой, Любовью Кабалиновой, Екатериной Кизюн, Эдуардом Кубенским, Анной Марченковой, Евгенией Никитиной, Сергеем Потеряевым, Тимофеем Радей, Александрой Салтановой, Арсением Сергеевым, Уральским филиалом ГМИИ им. А. С. Пушкина, Фестивалем «Не темно», Фестивалем STENOGRAFFIA, Фестивалем «Карт-бланш»

ВЫСТАВКА «СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В ГОРОДЕ»

Куратор, автор текстов и составитель хроники:

Ирина Кудрявцева

Дизайн:

Елена Хазиева

Архивные материалы предоставлены Владимиром Абихом, Наилей Аллахвердиевой, Анастасией Богомоловой, Тамарой Галеевой, Любовью Кабалиновой, Екатериной Кизюн, Эдуардом Кубенским, Анной Марченковой, Евгенией Никитиной, Сергеем Потеряевым, Тимофеем Радей, Александрой Салтановой, Арсением Сергеевым, Уральским филиалом ГМИИ им. А. С. Пушкина, Фестивалем «Не темно», Фестивалем STENOGRAFFIA, Фестивалем «Карт-бланш»