Уральская школа
паблик-арта
Там же можно найти анонсы открытых для всех мероприятий Школы.
Из истории паблик-арта
в Екатеринбурге
Искусство
без билета
Куратор:
Мария Мандровицкая
Август – декабрь 2023
В рамках исследовательского проекта по истории современного искусства в городской среде
Уральский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина
Куратор:
Ирина Кудрявцева
Из истории паблик-арта
в Екатеринбурге
Кураторы мастерской:
кураторская группа «Край» (г. Пермь)
и архитектор Зульфия Илькаева (г. Казань)
Искусство
без билета
Мастерская МАФ
Куратор:
Мария Мандровицкая
Август – декабрь 2023
В рамках исследовательского проекта по истории современного искусства в городской среде
Уральский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина
Куратор Мария Мандровицкая:

Паблик-арт– самое близкое к аудитории искусство. Между художником, его произведением и зрителем нет посредников – отношения совершенно открытые.

Искусство стало систематически появляться в городской среде Екатеринбурга более 20 лет назад. С начала 2000-х годов Екатеринбургский филиал ГЦСИ осваивал новые места для искусства, размещая работы художников на стенах, заборах и экранах наружного видео. В городе проходил фестиваль «Столпотворение», который предлагал переосмыслить образ Телебашни, в центре Екатеринбурга инсценировали падение метеорита, а на главной площади раскрашивали двухметровые фигуры петухов. И это далеко не всё. С годами интерес к искусству в городе возрастал: появились фестивали STENOGRAFFIA, «Не Темно», «Карт-бланш», паблик-арт-программа «ЧÖ».

Куратор Мария Мандровицкая:


Паблик-арт– самое близкое к аудитории искусство. Между художником, его произведением и зрителем нет посредников – отношения совершенно открытые.


Искусство стало систематически появляться в городской среде Екатеринбурга более 20 лет назад. С начала 2000-х годов Екатеринбургский филиал ГЦСИ осваивал новые места для искусства, размещая работы художников на стенах, заборах и экранах наружного видео. В городе проходил фестиваль «Столпотворение», который предлагал переосмыслить образ Телебашни, в центре Екатеринбурга инсценировали падение метеорита, а на главной площади раскрашивали двухметровые фигуры петухов. И это далеко не всё. С годами интерес к искусству в городе возрастал: появились фестивали STENOGRAFFIA, «Не Темно», «Карт-бланш», паблик-арт-программа «ЧÖ».

Желание сделать ретроспективную выставку паблик-арт-проектов отчасти продиктовано стремлением Уральского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина осмыслить и описать опыт местной арт-среды, работая с архивом. Выставка «Искусство без билета» – размышление о паблик-арте и его пути, а в качестве иллюстраций используются архивные материалы.

Движение искусства в общественном пространстве представлено в формате «пути героя». Этот рассказ включает несколько классических этапов путешествия: жизнь в обычном мире, тяга к приключениям, появление фигуры наставника, переход в особый мир, встреча с драконами и союзниками, получение подарков силы, преодоление с их помощью испытаний и обретение мастерства. Значительное количество экспонатов на выставке – архивные материалы Уральского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина. Дополняют собрание предметы из личных архивов участников культурной жизни города.
Желание сделать ретроспективную выставку паблик-арт-проектов отчасти продиктовано стремлением Уральского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина осмыслить и описать опыт местной арт-среды, работая с архивом. Выставка «Искусство без билета» – размышление о паблик-арте и его пути, а в качестве иллюстраций используются архивные материалы.

Движение искусства в общественном пространстве представлено в формате «пути героя». Этот рассказ включает несколько классических этапов путешествия: жизнь в обычном мире, тяга к приключениям, появление фигуры наставника, переход в особый мир, встреча с драконами и союзниками, получение подарков силы, преодоление с их помощью испытаний и обретение мастерства. Значительное количество экспонатов на выставке – архивные материалы Уральского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина. Дополняют собрание предметы из личных архивов участников культурной жизни города.

Появление на пустоши

Первые проекты ГЦСИ в Екатеринбурге.

Герой пересекает порог и делает первые шаги из обычного мира навстречу приключениям.

Филиал Государственного центра современного искусства первым в городе начал систематически работать с паблик-артом. В этом разделе были представлены документации «Длинных историй Екатеринбурга», «Агитации за искусство», проектов «А_РЕАЛ», OutVideo, «Дебаты и кредиты».
Появление на пустоши

Первые проекты ГЦСИ в Екатеринбурге.

Герой пересекает порог и делает первые шаги из обычного мира навстречу приключениям.

Филиал Государственного центра современного искусства первым в городе начал систематически работать с паблик-артом. В этом разделе были представлены документации «Длинных историй Екатеринбурга», «Агитации за искусство», проектов «А_РЕАЛ», OutVideo, «Дебаты и кредиты».

Анна Матвеева
Статья «Здесь был Вова». В Екатеринбурге искусство принадлежит народу»

Издание «Независимая газета»
23 ноября 2002 г.
Плакат проекта «Агитация за искусство»

Самара
2002
А_РЕАЛ
Агитация за искусство
Статья «Здравствуйте, вы позвонили на автоинформатор «Нашей Газеты»…»

Издание «Наша Газета»
10 января 2003 г.
Дебаты и кредиты
Арсений Сергеев
Фотодокументация проекта «Дебаты и кредиты»

2002
Анастасия Ровнушкина
Статья «Только в одном городе России на заборах рисуют истории»

Издание «Город Е» № 31 (31)
20 августа 2004 г.
Длинные истории Екатеринбурга
Особый мир

Когда порог перейден, перед Героем вырастает особый мир
со своими мифами и легендами.

В этом разделе собраны проекты, которые мифологизировали среду или объекты в ней: Памятник клавиатуре, проект «Столкновение: причины и следствия», Акция «Свадьба башни и метро» и др.
Особый мир

Когда порог перейден, перед Героем вырастает особый мир
со своими мифами и легендами.

В этом разделе собраны проекты, которые мифологизировали среду или объекты в ней: Памятник клавиатуре, проект

«Столкновение: причины и следствия», Акция «Свадьба башни и метро» и др.

Фотодокументация художественной акции Марины Ражевой «Свадьба Башни и Метро»

Фестиваль «Столпотворение»
2006
Акция «Свадьба башни и метро»
Фотодокументация проекта Анатолия Вяткина «Памятник клавиатуре»

Фестиваль «Длинные истории Екатеринбурга»
2005
Памятник клавиатуре
Инструкция по безопасности зрителей, созданная для проекта Агнес Мейер-Брандис «Столкновение: причины и следствия»

Фестиваль «Art on Site»
2009
Столкновение: причины и следствия
Фотодокументация проекта арт-группы «33+1» «Мифологический дендрарий» (ул. Толмачева, 23)

Фестиваль «Столпотворение»
2007
Фестиваль «Столпотворение»
Подарки силы

Герой сталкивается с первыми испытаниями. На своем пути он встречает драконов, которых побеждает вместе с союзниками. Со временем он обретает новые знания и опыт – подарки силы, которые помогут ему в решающем испытании.

Этот раздел посвящен соучастию в создании искусства на улице (росписи петухов в рамках акции «Галльские петухи», проект «Биржа поверхностей» фестиваля STENOGRAFFIA, совместные росписи заборов с художниками) и образовательным программам: мастер-классам художников Марка Дженкинса и Уве Йонаса, состоявшимся в разные годы.
Подарки силы

Герой сталкивается с первыми испытаниями. На своем пути он встречает драконов, которых побеждает вместе с союзниками. Со временем он обретает новые знания и опыт – подарки силы, которые помогут ему в решающем испытании.

Этот раздел посвящен соучастию в создании искусства на улице (росписи петухов в рамках акции «Галльские петухи», проект «Биржа поверхностей» фестиваля STENOGRAFFIA, совместные росписи заборов с художниками) и образовательным программам: мастер-классам художников Марка Дженкинса и Уве Йонаса, состоявшимся в разные годы.

Алина Рахматулина, Степан Тропин
Без названия

Проект «По пути», Фонд «Культурный транзит»
2013
Фото от партнеров проекта – компании Nikon
мастер-класс Уве Йонаса «По пути»
Сергей Рожин
Ассоль

Проект «По пути», Фонд «Культурный транзит»
2013
Фото от партнеров проекта – компании Nikon
Анна Ситникова
Сувенир

Проект «По пути», Фонд «Культурный транзит»
2013
Фото от партнеров проекта – компании Nikon
Наталья Хохонова
Перезагрузка

Проект «По пути», Фонд «Культурный транзит»
2013
Фото от партнеров проекта – компании Nikon
Арт-группа «Не с руки»
Фотодокументация росписи «Морэ»

Фестиваль «Длинные истории Екатеринбурга»
2003
роспись стен «Не с руки», «Морэ»
Французская весна
Фотодокументация художественной акции «Галльские петухи»

Фестиваль «Французская весна»
2006
Надежда Баяндина
Статья «Французская весна. Петухи прилетели»

Газета «Вечерний Екатеринбург» № 96
25 мая 2006 г.
роспись в рамках фестиваля «ЧÖ»
Фотодокументация росписи забора школы-интерната № 11 с художницей Натальей Пастуховой

Районная школа паблик-арта
Уральская программа-арт программа «ЧÖ»
2023
Решающее испытание

Во время испытания герой убеждается, что подарки силы работают, меняется сам и меняет мир вокруг себя.

В этом разделе раскрывается проблематика паблик-арта: это искусство всегда публично, и встреча с ним зачастую неожиданна для зрителя. Арт-объекты вызывают споры и конфликты, становятся мишенью для критики, ведь общественное пространство – это место столкновения разных интересов, взглядов и мнений. Пример такого обмена мнениями – уличная «переписка» фестивалей «Карт-бланш» и STENOGRAFFIA.
Решающее испытание

Во время испытания герой убеждается, что подарки силы работают, меняется сам и меняет мир вокруг себя.

В этом разделе раскрывается проблематика паблик-арта: это искусство всегда публично, и встреча с ним зачастую неожиданна для зрителя. Арт-объекты вызывают споры и конфликты, становятся мишенью для критики, ведь общественное пространство – это место столкновения разных интересов, взглядов и мнений. Пример такого обмена мнениями – уличная «переписка» фестивалей «Карт-бланш» и STENOGRAFFIA.

Илья Мозги
Эта надпись сделана нелегально. Как и другие работы на фестивале «Карт-бланш»

Фото: пресс-служба фестиваля уличного искусства «Карт-бланш»
2018
Hot Singles in Your Area
Эта надпись сделана легально. Как и другие работы на фестивале «Стенограффия»

Фото: пресс-служба фестиваля STENOGRAFFIA
2019
Hot Singles in Your Area
Эта надпись злит кого-то очень нелегального. Как и другие работы на фестивале «Стенограффия»

Фото: пресс-служба фестиваля STENOGRAFFIA
2019
Покрас Лампас
Супрематический крест

Фото: пресс-служба фестиваля STENOGRAFFIA
2019
Возвращение в город всего

Главное испытание пройдено. Герой возвращается домой, но понимает, что впереди его ждут новые приключения. Для нашей истории мы предлагаем открытый финал: неизвестно, каким будет паблик-арт в дальнейшем. Но благодаря опыту и знаниям, накопленным более чем за два десятилетия, можно предположить, что возможных путей огромное множество.
Возвращение в город всего

Главное испытание пройдено. Герой возвращается домой, но понимает, что впереди его ждут новые приключения. Для нашей истории мы предлагаем открытый финал: неизвестно, каким будет паблик-арт в дальнейшем. Но благодаря опыту и знаниям, накопленным более чем за два десятилетия, можно предположить, что возможных путей огромное множество.

Тимофей Радя
Видеодокументация демонтажа работы «Жить прошлым»

2022
Видеоэкскурсия по метавселенной с объектами уральской паблик-арт программы ЧÖ

2023

Над выставкой работали:

Куратор:
Мария Мандровицкая
Анна Акимова, Артём Антипин, Полина Анисимова, Василий Волегов, Павел Гордеев, Кристина Горланова, Адель Еникеева, Сергей Калимуллин, Анастасия Крохалева, Елена Крысенко, Ирина Кудрявцева, Вита Накрохина, Дарья Позмогова, Валерия Солодовникова, Юлия Тюшева, Алла Устьянцева, Никита Харисов, Ольга Ярушникова
Отдельно благодарим за предоставленные архивные материалы Наилю Аллахвердиеву, Арсения Сергеева, Тимофея Радю, Артёма Антипина, Владимира Абиха, Екатерину Кизюн, Романа Власова, Эдуарда Кубенского, Сашу Салтанову, Евгению Никитину

Над выставкой работали:

Куратор:

Мария Мандровицкая

Анна Акимова, Артём Антипин, Полина Анисимова, Василий Волегов, Павел Гордеев, Кристина Горланова, Адель Еникеева, Сергей Калимуллин, Анастасия Крохалева, Елена Крысенко, Ирина Кудрявцева, Вита Накрохина, Дарья Позмогова, Валерия Солодовникова, Юлия Тюшева, Алла Устьянцева, Никита Харисов, Ольга Ярушникова
Отдельно благодарим за предоставленные архивные материалы Наилю Аллахвердиеву, Арсения Сергеева, Тимофея Радю, Артёма Антипина, Владимира Абиха, Екатерину Кизюн, Романа Власова, Эдуарда Кубенского, Сашу Салтанову, Евгению Никитину