Куратор Мария Мандровицкая:
Паблик-арт– самое близкое к аудитории искусство. Между художником, его произведением и зрителем нет посредников – отношения совершенно открытые.
Искусство стало систематически появляться в городской среде Екатеринбурга более 20 лет назад. С начала 2000-х годов Екатеринбургский филиал ГЦСИ осваивал новые места для искусства, размещая работы художников на стенах, заборах и экранах наружного видео. В городе проходил фестиваль «Столпотворение», который предлагал переосмыслить образ Телебашни, в центре Екатеринбурга инсценировали падение метеорита, а на главной площади раскрашивали двухметровые фигуры петухов. И это далеко не всё. С годами интерес к искусству в городе возрастал: появились фестивали STENOGRAFFIA, «Не Темно», «Карт-бланш», паблик-арт-программа «ЧÖ».
Движение искусства в общественном пространстве представлено в формате «пути героя». Этот рассказ включает несколько классических этапов путешествия: жизнь в обычном мире, тяга к приключениям, появление фигуры наставника, переход в особый мир, встреча с драконами и союзниками, получение подарков силы, преодоление с их помощью испытаний и обретение мастерства. Значительное количество экспонатов на выставке – архивные материалы Уральского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина. Дополняют собрание предметы из личных архивов участников культурной жизни города.
Филиал Государственного центра современного искусства первым в городе начал систематически работать с паблик-артом. В этом разделе были представлены документации «Длинных историй Екатеринбурга», «Агитации за искусство», проектов «А_РЕАЛ», OutVideo, «Дебаты и кредиты».
В этом разделе собраны проекты, которые мифологизировали среду или объекты в ней: Памятник клавиатуре, проект
«Столкновение: причины и следствия», Акция «Свадьба башни и метро» и др.
Этот раздел посвящен соучастию в создании искусства на улице (росписи петухов в рамках акции «Галльские петухи», проект «Биржа поверхностей» фестиваля STENOGRAFFIA, совместные росписи заборов с художниками) и образовательным программам: мастер-классам художников Марка Дженкинса и Уве Йонаса, состоявшимся в разные годы.
В этом разделе раскрывается проблематика паблик-арта: это искусство всегда публично, и встреча с ним зачастую неожиданна для зрителя. Арт-объекты вызывают споры и конфликты, становятся мишенью для критики, ведь общественное пространство – это место столкновения разных интересов, взглядов и мнений. Пример такого обмена мнениями – уличная «переписка» фестивалей «Карт-бланш» и STENOGRAFFIA.
Главное испытание пройдено. Герой возвращается домой, но понимает, что впереди его ждут новые приключения. Для нашей истории мы предлагаем открытый финал: неизвестно, каким будет паблик-арт в дальнейшем. Но благодаря опыту и знаниям, накопленным более чем за два десятилетия, можно предположить, что возможных путей огромное множество.
Над выставкой работали:
Над выставкой работали:
Куратор:
Мария Мандровицкая